Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Ellenai

"Цвета пепла и песка революционные войска"

parad.jpg
Парад революционных войск на Красной площади 4 марта 1917 года. Неизв. художник. 1917. Из собрания ГИМ

Взято у a_dedushkin Тут вам и крестный ход, и революционные войска
В высоком разрешении здесь.

Удивительная картина, словно бы иллюстрирующая известные стихи Марины Цветаевой:

Над церко́вкой — голубые облака,
Крик вороний…
И проходят — цвета пепла и песка —
Революционные войска.
Ох ты барская, ты царская моя тоска!

Нету лиц у них и нет имен, —
Песен нету!
Заблудился ты, кремлевский звон,
В этом ветреном лесу знамен.
Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон!

Стихи написаны 2 марта (старого стиля), за два дня до парада.
Ellenai

Прижизненные портреты Марины Цветаевой

Уж в чем Марина Цветаева точно не могла соперничать с Анной Ахматовой — так это в количестве прижизненных портретов, нарисованных с натуры. Художники явно не баловали ее своим вниманием. Да и портреты получались, как правило, маловыразительными — не в пример блестящим фотоснимкам, сделанным в ателье Шумова.

Тем не менее, работы художников, которым позировала Цветаева, представляют определенный интерес. Попробуем собрать их все.

Collapse )
Ellenai

Выставка к 125-летию Марины Цветаевой



"Душа, не знающая меры..." — так называется выставка в Государственном литературном музее, приуроченная к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Посетителям будут представлены экспонаты, хранящиеся в различных музеях, архивах и частных собраниях: личные вещи Цветаевой, ее автографы, фотоснимки, документы.

Выставка работает с 3 по 14 октября в отделе Музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» по адресу: Трубниковский пер., д. 17.

Collapse )
Ellenai

Мать и музыка

Письма Марии Александровны Цветаевой к Валентине Юрьевне Зограф-Плаксиной

Осенью 1899 года Мария Александровна Цветаева отдала свою 7-летнюю дочь Марину в Музыкальное Общедоступное училище В.Ю. Зограф-Плаксиной, находившееся в Мерзляковском переулке. Здесь Марина училась в фортепьянном классе до 1902 г., когда в связи с болезнью матери ей пришлось оставить музыку и поехать за границу.

Не так давно в собрание Российской государственной библиотеки искусств (Москва, Большая Дмитровка, 8/1) поступили уникальные документы — несколько открыток с портретами композиторов, заполненных рукой Марии Александровны и адресованных наставнице дочери. Открытки относятся ко второму году обучения Марины (1900-1901).




Collapse )
Ellenai

Экспонаты с выставки

Сегодня — последний день работы выставки "Неповторимый почерк эпохи", открывшейся 29 апреля в музее-заповеднике "Коломенское". На выставке, организованной совместно с РГАЛИ (Российским государственным архивом литературы и искусства), представлены рукописные книги XVII — XX веков, а также автографы классиков русской литературы. Среди экспонатов особый интерес представляют рукописи и личные вещи Марины Цветаевой.



Collapse )
Ellenai

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

"Позвольте вам  представить Аарона Львовича Билиса. Билис русский, родом из Одессы. Только раннее детство его прошло в России, годы учения — Аргентина. В Париже — два года", — так представлял художника русскому Парижу Алексей Ремизов на страницах газеты "Последние новости" (12 июля 1931 г.)

Пожалуй, самая известная у нас работа Билиса — это портрет Марины Цветаевой, впервые опубликованный в томе ее "Избранных произведений" в "Библиотеке поэта" в 1965 г.

Scan08.JPG

Билис был признанным мастером портрета, рисовал он исключительно быстро, что позволило ему создать огромную портретную галерею — писателей, ученых, политиков, военных, деятелей искусства — в общей сложности более 2000 работ.

С портретами Билиса можно познакомиться на французском сайте, посвященном его творчеству:
http://www.andre-aaron-bilis.com/oeuvres/fusains/

Разумеется, меня в первую очередь интересовали представители русской эмиграции.

Collapse )
Ellenai

Таруса середины 80-х

Прекрасный пост, посвященный Тарусе, от unclejosef побудил меня разыскать комплект старых открыток, выпущенный издательством "Планета" в 1986 года. Это та Таруса, какой я ее помню — еще без восстановленных церквей и без музея Цветаевых.

Выкладываю эти открытки полностью, как есть, с сопроводительной заметкой и подписями. Картинки увеличиваются по клику.

01.jpg

Collapse )
Ellenai

Две дуэли

"...Была картина в спальне матери — "Дуэль".
Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням — а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый — Пушкин, отходящий — Дантес".


Так вспоминала Марина Цветаева известную картину художника Алексея Наумова "Дуэль Пушкина с Дантесом", написанную в 1884 году.

Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на поразительное сходство композиции этой картины с другим, не менее известным, произведением — "Дуэль после маскарада" (1859) французского художника-академиста Жана-Леона Жерома.

Мне кажется несомненным, что Жером вдохновил Наумова. В глубине картины французского художника также просматривается карета, ожидающая раненного участника дуэли, а справа — еще одна, к которой идет победитель в костюме Арлекина.

Collapse )
Ellenai

Новый сайт о Марине Цветаевой

1190-2-223-4

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН приступили к оцифровке рукописного наследия Марины Цветаевой, хранящегося в их фондах.

Адрес сайта: http://tsvetaeva.literature-archive.ru/ru
Ellenai

Мережковский и распятие

Всегда меня удивляло, что Мережковского никто не любит. Вот читаю, например, "Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным" (М., 1996):

Дувакин: ...Есть такая книжечка, кажется венгеровская, дореволюционная, — "Русские писатели XIX века". И там портреты.

Бахтин: Это какого времени издание?

Дувакин: 10-й год, что-то в таком роде... И портреты там: тут и Мережковский, тут и Скиталец... Ну, Зинаида Гиппиус там великолепной такой рюмочкой в белом платье... А Мережковский как-то... эта фальшивость их... Я читал-то его много, но я его не люблю. И он, значит, сидит... с бороденкой такой...

Бахтин: С бороденкой, да.

Дувакин: ...в глубоком кресле, глубокомысленно так, немножко по-чеховски и явно позирует...


Scan08

Collapse )