Ellenai (e11enai) wrote,
Ellenai
e11enai

Category:

Бытописатель революции. Часть 3

Акварели Ивана Владимирова из шведского собрания

В частных собраниях обнаруживаются всё новые и новые революционные акварели Ивана Владимирова. В этом году на шведском аукционе было выставлено 26 работ художника из коллекции Акселя Бенцлера (Axel Benzler, 1891–1976). Этот шведский коллекционер в 1921 – 1929 годах жил в Петрограде и, по-видимому, приобрел рисунки непосредственно у самого Владимирова.

К сожалению, рисунки не атрибутированы, но понять их содержание несложно, поскольку многие из них являются вариантами уже знакомых работ или повторяют сюжеты, представленные в предыдущих выпусках.

Часть 1
Часть 2


Вот, например, сценка из уличных боев в Петрограде в 1917 году.

pic04.jpg


Еще одна акварель 1917 года является предшественницей известной картины Владимирова "Долой орла!", которая в советское время репродуцировалась в книгах, посвященных революции.

pic16.jpg

Только вариант, написанный маслом для советского музея, носит более пафосный характер.


Долой орла! 1917-1918. Музей Великой Октябрьской социалистической революции (ныне Музей политической истории России, С.-Петербург).


Эту картину разорения помещичьей усадьбы мы уже видели, написанную маслом, в первой части.

pic21.jpg

Вариант рисунка был опубликован английским журналом The Graphic в ноябре 1917 года.
Из подписи можно узнать, что усадьба принадлежала князю Долгорукому.




Вскрытие большевиками банковских ячеек. Действие, по-видимому, происходит в том же банке Вавельберга на Невском проспекте, 25, где изымались банкноты и облигации (см. акварель из гуверовского собрания).

pic06.jpg


Этот бравый воин, с комфортом расположившийся на посту, тоже знаком нам по первой части (где был написан маслом). Здесь он представлен в акварельных тонах, причем в двух вариантах. На первый взгляд кажется, что рисунок один и тот же, на самом деле — два разных. Иван Владимиров нередко повторял свои работы буквально один в один. Дата на первом рисунке — 1920 год.

pic18.jpg

pic03.jpg


Композиционно схож с предыдущим другой рисунок, изображающий женщину-милиционера на улице Петрограда. На поясе у милиционерши устрашающего вида штык-нож, руки унизаны золотыми кольцами — видимо, где-то реквизированными. Рядом торгующие на улице дети — характерная примета военного коммунизма. Рисунок, по-видимому относится к 1919-1920 гг.

pic00.jpg

Приказом Комитета обороны Петрограда № 35 от 22.05.1919 г объявлялся призыв добровольцев женщин-работниц для несения милиционной службы в г. Петрограде. Для них вводились шинель черного цвета, френч, гимнастерка и юбка темно-синего цвета, шапочка (берет) и ботинки женские.

foto-3.jpgznak-2.jpg

В это же время вводится и новый нарукавный знак «ГМ» — городская милиция. Знак представлял собой овал синего цвета с красной окантовкой и буквами «ГМ» красного цвета. Знак носился на левом рукаве обмундирования выше локтя.

https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/forma-odezhdy-i-znaki-razlichiya-milicii-1917-1922-gg/


Еще знакомая сценка — агитатор в деревне. Сравните с вариантом из собрания Гуверовского архива и найдите десять отличий.

pic05.jpg




Та же колоритная парочка — матрос и комиссар — присутствует на другой акварели, изображающей исполнение "Интернационала" на железнодорожной станции. Рисунки, очевидно, запечатлели какую-то агитационную поездку в провинцию. Дата на рисунке — 1922 год.

pic12.jpg


Опять знакомый сюжет — деревенские дети у рояля ... нет, на этот раз у пианино.
Ср. с вариантом из части первой. Дата — 1922 год.

pic02.jpg


Конвоирование арестованных. Этот рисунок уже был представлен в первой части. Здесь — в лучшем качестве.

pic23.jpg


Сцены красного террора. Допрос с пристрастием и расстрел.

pic11.jpg

pic20.jpg


Еще один расстрел — вариант рисунка из собрания библиотеки Брауновского университета (см. часть первую). Дата — 1920 год.

pic22.jpg


Реквизиция скота продотрядом. Вариант рисунка из гуверовского собрания.

pic19.jpg


Расправа крестьян с комиссаром из продотряда. 1921 год.

pic13.jpg


Духовенство на очистке конюшен. Это уже третий вариант. Первые два — в брауновском и гуверовском собраниях.

pic07.jpg


Разборка деревянного дома на дрова. Тот же сюжет, что на рисунке гуверовского собрания. 1921 год.

pic25.jpg


Знакомая нам по гуверовскому собранию (см. часть 2) семья инженера, идущая с дровами. 1919 год.

pic24.jpg


Еще несколько рисунков, дублирующих аналогичные из гуверовского собрания: женщины с дровами, разделка павшей лошади, похороны, укрывательство церковных ценностей.

pic08.jpg

pic10.jpg

pic15.jpg

pic01.jpg


Варианты рисунков из брауновского собрания: изъятие церковных ценностей, расхищение продовольственной помощи, хулиганы в Летнем саду.

pic09.jpg

pic17.jpg

pic14.jpg

Tags: Иван Владимиров, русская революция, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments