Ellenai (e11enai) wrote,
Ellenai
e11enai

Category:

Дочь философа Шпета. Часть 2

Программа "Наблюдатель" на телеканале "Культура", посвященная фильму "Дочь философа Шпета". Участие принимают режиссер фильма Елена Якович и историк философии Петр Щедровицкий.



Под катом — редкие фотоматериалы (скриншоты из фильма).

Густав Густавович Шпет родился в Киеве 7 апреля 1879 года. В своих послереволюционных анкетах он писал: "Мать — швея". Это правда, но не вся правда. Его дед, из небогатых польских дворян, был "посессором", как это называлось в Галиции, то есть управляющим имением. Но Густав был незаконным сыном. Его мать, Марцелина Иосифовна Шпетт, после этого события не захотела оставаться в доме родителей. Она уехала в Киев, где зарабатывала шитьем и стиркой. Там же Густав учился в гимназии, усыновленный ради соблюдения формальностей родственником и другом матери Иваном Густавом Болеславом Шпеттом.


Густав Шпет с матерью Марцелиной Иосифовной.

В 1898 году Густав поступил в университет св. Владимира на физико-математический факультет. В те годы студенты увлекались марксизмом, который они изучали в полуполитических кружках социал-демократического направления. Шпет в конце концов за участие в таких кружках был отчислен из университета и выслан на короткое время из Киева. После возвращения он довольно легко получил разрешение снова поступить в университет, но на этот раз уже на отделение философии историко-филологического факультета.

На философском отделении Шпет встретился с профессором Челпановым и начал работать в его семинаре. Это было ключевым моментом в жизни Шпета как философа. Именно в этом семинаре он сформировался как ученый.


Густав Шпет (вверху справа), арестованный за социал-демократическую деятельность.


Г.Г. Шпет со своим учителем Г.И. Челпановым.

К концу университетских лет Шпет уже опубликовал свои первые работы. В эти годы он женился, у него родилась дочь. После окончания университета Шпет начал работать в киевской гимназии, где читал логику. Кстати, Ахматова училась у него в этом году. Но уже в 1907 году он переезжает в Москву вслед за Челпановым, который возглавил тогда созданный на крупное частное пожертвование "Психологический институт". Между 1907 и 1911 годами он читает в Московском университете, в университете Шанявского, на высших женских курсах, в гимназии и педагогическом институте.


Г.Г. Шпет с ученицами.

С 1910 года Шпет начинает ездить по заграничным университетам. В летние месяцы он работал в Сорбонне в Париже, в Эдинбурге, где в "Библиотеке адвокатов" хранились сочинения и архивы шотландских философов, которых Шпет высоко ценил. Наконец в 1912 году он на несколько семестров уезжает в Геттинген к Гуссерлю. Там же, в Геттингене происходит окончательное объяснение с женой. Густав Густавович оставил жену с двумя дочерьми и, вернувшись в Москву, в 1913 году вступает в новый брак с Натальей Константиновной Гучковой, племянницей известного политического лидера тех лет Александра Гучкова.

Из статьи М.К. Поливанова "Жизнь и труды Г.Г. Шпета". — Сборник "Шпет в Сибири. Ссылка и гибель". Томск, 1995.


Г.Г. Шпет с женой Наталией Константиновной, урожденной Гучковой.


Родители Наталии Константиновны — Константин Иванович и Варвара Ильинична Гучковы.

После революции Константин Иванович оказался в эмиграции вместе с младшим сыном, служившим в белой армии. А его жена, старший сын Юрий и дочь Наталия (жена Г.Г. Шпета) остались в России.


Варвара Ильинична Гучкова со своей матерью Юлией Аркадьевной Зилоти.


Юлия Аркадьевна Зилоти

Юлия Аркадьевна Зилоти, урожденная Рахманинова (1835—1925), тетка композитора С.В. Рахманинова, была владелицей имения Знаменка (Знаменское) в Козловском уезде Тамбовской губернии.

Муж — Илья Матвеевич Зилоти, предводитель дворянства Старобельского уезда Харьковской губернии.

Их детьми были: Александр Ильич Зилоти (1863—1945), известный пианист и дирижер, Мария Ильинична (1871—1938) — жена А.И. Гучкова, Варвара Ильинична — жена К.И. Гучкова и теща Г.Г. Шпета.


Двоюродные братья — Александр Ильич Зилоти и Сергей Васильевич Рахманинов.


Сестры Зилоти — Варвара Ильинична и Мария Ильинична, ставшие женами братьев Александра и Константина Гучковых.


Александр Иванович Гучков в 1917 году (кадр из старой кинохроники).


Николай Иванович Гучков (1860—1935) — старший из братьев, московский городской голова.


Константин Иванович Гучков (1866—1934) — младший брат.


Александр Иванович Гучков с женой Марией Ильиничной и детьми.


Мария Ильинична Гучкова с дочерью Верой.


Вера Федоровна Комиссаржевская и Мария Ильинична Гучкова.

В.Ф. Комиссаржевская была невестой старшего брата Марии Ильиничны — морского офицера Сергея Ильича Зилоти (1861—1914). Брак этот так и не состоялся, но сестра жениха стала близкой подругой знаменитой актрисы.

Из воспоминаний З.А. Прибытковой (Сборник "Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы". Л.— М., 1964):

"В девятнадцать лет по взаимной любви Вера Федоровна вышла замуж за молодого художника графа Муравьева. Они были счастливы, но недолго — Муравьев оказался плохим человеком, он причинил ей много горя и обид, жестоко обманул ее. Для Веры Федоровны это была травма, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь. Она хотела покончить с собой, чуть не умерла. Еле спасли ее и отвезли лечиться в Липецк. Там она встретилась с одним из братьев Зилоти, Сергеем Ильичем. Эта встреча вернула ее к жизни. Они должны были пожениться, но разошлись. А верная дружба между ними сохранилась на всю жизнь — Комиссаржевская стала родной в большой семье Зилоти.

Особенно Вера Федоровна сблизилась с Александром Ильичем Зилоти, пианистом; музыка, искусство сплачивало их. Оно для обоих было первым и главным в жизни, оба отдавали ему свой горячий темперамент, волю и любовь. Оба были очень импульсивны, легко верили людям, делали много добра и часто в ответ получали только боль.

Из сестер Зилоти другом всей жизни Веры Федоровны была младшая, Мария Ильинична, которая во многом была схожа с братом Александром: и внешностью, и редкой душевной чистотой, умом, тонким и острым, некоторой резкостью, идущей от прямоты и честности чувств. И удивительным внешним обаянием. Между Верой Федоровной и Марией Ильиничной началась совершенно исключительная дружба. Они часто были вместе, а если им приходилось на время разлучаться, то духовно они были неотделимы одна от другой, так как постоянно писали друг другу письма. При первой возможности подруги снова встречались, то Мария Ильинична ездила к Вере Федоровне в Петербург, то Вера Федоровна ездила к своей Маше в любимую Знаменку. Туда она приезжала разбитая, усталая и здесь окупалась в неизъяснимую прелесть русской природы, отдыхала с дорогими ей людьми.

В одном из писем к Антону Павловичу Чехову Вера Федоровна зовет его в Знаменку, пишет, какая там осень. Ни с чем не сравнима красота осеннего русского леса! Есть снимок: она сидит одна в лесу и слушает тишину."

Веротяно, имеется в виду этот снимок:


В.Ф. Комиссаржевская в Знаменке.


В Знаменке.

Слева внизу Александр Ильич Зилоти, справа — его жена Вера Павловна Третьякова (дочь основателя галереи) с маленькой Наташей Гучковой. В центре сидит Юлия Аркадьевна Зилоти, над ней, в верхнем ряду В.Ф. Комиссаржевская. Слева от Юлии Аркадьевны ее дочь Варвара Ильинична, мать Наташи.


В.Ф. Комиссаржевская с Наташей Гучковой.

По словам Марины Густавовны, Комиссаржевская перед смертью завещала Наталии Гучковой свои театральные принадлежности (предметы обстановки из артистической уборной). Впоследствии эти вещи достались по наследству внучке Наталии Константиновны — балерине Екатерине Максимовой.


Екатерина Максимова была очень похожа на свою бабушку.

В фильме можно видеть картины художника Михаила Анатольевича Мамонтова (1865—1920) с видами Знаменки. Марина Густавовна утверждает, что художник был расстрелян большевиками в 1919 году, но по другим данным он умер в 1920-м.


Пейзажи М.А. Мамонтова, написанные в Знаменке.


Картина М.А. Мамонтова, изображающая Варвару Ильиничну Гучкову.


Михаил Анатольевич Мамонтов

Михаил Анатольевич приходился племянником знаменитому Савве Ивановичу Мамонтову. Его отец Анатолий Иванович Мамонтов (1839—1905), брат Саввы, издатель и литератор, был владельцем типографий и магазинов в Москве. В частности, ему принадлежал магазин-мастерская "Детское воспитание" в Москве, в Леонтьевском переулке, дом 7, где была создана первая в России кукла-матрешка. А рядом, в доме № 5, находилась одна из типографий Мамонтова, где Марина Цветаева печатала свой первый сборник стихов "Вечерний альбом".


Счет, присланный Г.Г. Шпету из типографии А.И. Мамонтова.
Tags: Гучковы, Комиссаржевская, Мамонтовы, Москва, Шпет, документальные фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments