Ellenai (e11enai) wrote,
Ellenai
e11enai

Categories:

Личные вещи Марины Цветаевой из РГАЛИ

Российский государственный архив литературы и искусства хранит не только рукописное наследие Марины Цветаевой, но и мемориальные предметы, связанные с ее именем. Часть их не так давно была представлена на выставке, а теперь фото вещей Цветаевой можно увидеть на сайте Relikva.






Ручка перьевая с надписью, сделанной самой Цветаевой, сохранилась в собрании Русского культурно-исторического музея, основанного В.Ф. Булгаковым в Праге (Пражский музей) с целью передать ее затем в Россию. Часть этого собрания поступила и в РГАЛИ (ЦГАЛИ СССР).

Сам Булгаков оказывал поддержку соотечественникам в эмиграции, в том числе и М.И. Цветаевой, их связывала дружба и переписка. От нее он и получил в дар музею несколько рукописей, самодельное серебряное кольцо и эту простую бамбуковую перьевую ручку, которой Марина Ивановна любила писать стихи. Ариадна Эфрон вспоминала, «Она писала простой деревянной ручкой с тонким (школьным) пером. Самопишущими ручками не пользовалась никогда.»






Печать XIX века с гербом. На гербе пересекающиеся ключ, стрела, сабля и крыло. Над ними корона. Ручка овальной формы из дерева, печать — металлическая. Она ставила эту печать на свои письма, автографы стихов.

Соратник в чудесах и бедах
Герб, во щитах моих и дедов
. . . . . . . . . . . . . .  выше туч:
Крыло — стрела — и ключ.

А ну-ка . . . . . . .
Презрев корону золотую
Посмотрим, как тебя толкует
Всю суть собрав на лбу
Наследница гербу.

Как . . . . . . из потемок
По женской линии потомок

Крыло — когда возьмут карету
Стрела — властям писать декреты
. . . . . . . . . . подставив грудь
— Ключ: рта не разомкнуть.

Но плавится сюргуч и ломок
По женской линии потомок
Тебя сдерет сюргуч.

— Крыло — стрела — и ключ.

март 1921 г.

(автограф этого стихотворения храниться в РГАЛИ)






Перстень-печатка серебряный, переданный А. Эфрон в ЦГАЛИ вместе с рукописями матери. Это кольцо Марина Цветаева никогда не снимала.

Сама Ариадна вспоминала: «Руки ее были не женственные, а мальчишечьи, небольшие, но отнюдь не миниатюрные, крепкие, твердые в рукопожатие, с хорошо развитыми пальцами. Кольца и браслеты составляли неотъемлемую часть этих рук, срослись с ними. Такими — раз и навсегда — были три кольца — обручальное, «уцелевшее на скрижалях», гемма в серебряной оправе — вырезанная на агате голова Гермеса в крылатом шлеме, и тяжелый, серебряный же, перстень-печатка, с выгравированным на нем трехмачтовым корабликом и, вокруг кораблика, надписью — тебЪ моя синпатiя — очевидно, подарок давно исчезнувшего моряка давно исчезнувшей невесте. На моей памяти надпись почти совсем стерлась, да и кораблик стал еле различим.»

О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила,
— Тебя не дождалась!






Янтарные бусы (конец XIX - нач.XX вв.), нанизанные М.И. Цветаевой на нить. 99 бусин разного диаметра, желтого, светло-коричневого и терракотового цвета. Она купила эти бусы на блошином рынке во Франции, сказав: «Никогда не сниму».

Цветаева любила янтарные бусы, везде их покупала. В янтаре видела мистическую силу — тускнеют, если неносить, но оживают на теле. Нить круглых бус напоминала ей четки для молитв.

Эта женщина с круглыми бусами,
С волосами прямыми и русыми
— Воплощенная правда, душа.
Надо быть пошляками и трусами,
Чтобы вымолвить: «Нехороша!»

Источник: https://relikva.com/@rgali-rossiiskii-ghosudarstviennyi-arkhiv/relics

Tags: Марина Цветаева, РГАЛИ, архивное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments