Ellenai (e11enai) wrote,
Ellenai
e11enai

Categories:

Светлой памяти Эльдара Рязанова

Известно, что Эльдар Александрович Рязанов любил и ценил поэзию и сам писал стихи. К Марине Цветаевой он питал особую симпатию, и именно благодаря его стараниям Цветаеву в СССР узнала широкая публика. Случилось это после того, как на Новый 1976 год по советскому телевидению показали фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!", где прозвучали два романса на стихи Цветаевой — "Мне нравится, что Вы больны не мной..." и "Хочу у зеркала..."


С Барбарой Брыльской и Андреем Мягковым
на съемках "Иронии судьбы". 1975 г.


Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, а исполнила романсы Алла Пугачёва.






В 1980 году Рязанов снял еще один фильм для телевидения — "О бедном гусаре замолвите слово" и снова не отказал себе в удовольствии вставить в музыкальный ряд романс на стихи Цветаевой. На этот раз им было выбрано стихотворение "Генералам двенадцатого года", музыку к которому написал Андрей Петров. Спела в фильме исполнительница роли Настеньки — Ирина Мазуркевич.




Сотрудничество с Андреем Петровым продолжилось в фильме "Жестокий романс" (1984), в основу сценария которого положена "Бесприданница" Островского. Во время съемок Рязанов сообщил в одном из интервью интригующую новость: Лариса Огудалова будет петь романс на текст Цветаевой, который еще не опубликован и был найден им в архиве. Помню, как сидя в кинозале, я пыталась угадать, какой же из текстов, исполняемых певицей Валентиной Пономаревой, принадлежит Цветаевой? Наверное тот, где упоминается сибирский кот?



Впоследствии оказалось, что по поводу архивной находки Эльдар Александрович слукавил — стихотворение "Под лаской плюшевого пледа..." было к тому времени давным-давно напечатано в книге "Марина Цветаева. Неизданное" (Париж, YMKA-press, 1976), но ссылаться на эмигрантское издание было не с руки — по понятным причинам.

Кстати, "Генералов двенадцатого года" Настенька поет тоже по тексту этого издания: "И чьи глаза, как бриллианты, // На сердце вырезали след..." (в советских изданиях печатали: "оставляли след"). Здесь подразумевается старинный сентиментальный обычай вырезать любовные признания на оконных стеклах с помощью бриллианта, вправленного в кольцо. Ср.: "Писала я на аспидной доске // И на листочках вееров поблеклых, // И на речном, и на морском песке, // Коньками по льду, и кольцом на стеклах..."

Много с тех пор было написано музыки на стихи Марины Цветаевой, но никто не превзошел по тонкости и проникновенности романсов Петрова и Таривердиева, которых не было бы без фильмов Эльдара Рязанова — нашей бессмертной классики.

Tags: Марина Цветаева, Эльдар Рязанов, кино
Subscribe

  • Марина Цветаева и Гуго Гупперт

    Гуго Гупперт ДЕВИЧЕСКАЯ МОГИЛА Никому я не открою, А тебя на свете – нет, Как сроднился я с тобою Зá семь юношеских лет. Ну и…

  • Эва Демарчик - "Имя твоё"

    Польская певица Эва Демарчик начала исполнять песни на стихи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама раньше, чем это сделала Алла Пугачева. В 1975…

  • Ариадна Эфрон и Ада Федерольф

    22 февраля 1949 года была арестована, а затем приговорена к пожизненной ссылке в Сибирь дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. Это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments