Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням — а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый — Пушкин, отходящий — Дантес".
Так вспоминала Марина Цветаева известную картину художника Алексея Наумова "Дуэль Пушкина с Дантесом", написанную в 1884 году.
Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на поразительное сходство композиции этой картины с другим, не менее известным, произведением — "Дуэль после маскарада" (1859) французского художника-академиста Жана-Леона Жерома.
Мне кажется несомненным, что Жером вдохновил Наумова. В глубине картины французского художника также просматривается карета, ожидающая раненного участника дуэли, а справа — еще одна, к которой идет победитель в костюме Арлекина.
А.А. Наумов. Дуэь Пушкина с Дантесом. 1884.
Жан-Леон Жером. Дуэль после маскарада. 1859.