Ellenai (e11enai) wrote,
Ellenai
e11enai

Category:

Марина Цветаева в кривых зеркалах



Наконец-то посмотрела фильм "Зеркала", о котором было столько разговоров.

После недоброй памяти сериала "Есенин" я думала, что это уже предел, что хуже фильм о поэте снять невозможно. Оказалось, что возможно, да еще как!

Начну с того, что Цветаева как поэт в фильме просто не показана. Нет ни одного эпизода, где героиня предстала бы погруженной в творчество, в работу над тетрадями (что было в ее жизни главным!). На экране мы видим лишь женщину с трудным характером, запутавшуюся в отношениях с мужем, любовником и детьми. При этом пресловутый цветаевский "трудный характер" доведен авторами фильма до полной карикатурности.

Марина Цветаева в исполнении Виктории Исаковой предстает в виде грубой и злой особы с неприятным голосом, которая беспрерывно тиранит мужа и дочь, а любовника, похоже, воспринимает только как очередную жертву для удовлетворения своих садистских наклонностей. Когда в одной из сцен фильма эта мегера вдруг начинает своим деревянным голосом читать стихи перед публикой, то кажется вполне естественным, что публика разбегается (хотя, по сюжету, это вроде бы происходит из-за службы мужа в НКВД).

Может создаться впечатление, что подобную карикатуру на великого поэта делал человек, люто его ненавидящий. Но парадокс заключается в том, что режиссер Марина Мигунова снимала свою картину с чувством искренней любви к Цветаевой. По ее собственному признанию, фильм задумывался, как греческая трагедия — с прологом и тремя актами.

На мой взгляд, именно эта претенциозность (любой ценой сделать греческую трагедию) вкупе с недостатком профессионализма сыграла с авторами фильма злую шутку. Трагедию режиссер и сценарист, очевидно, понимают как бесконечное нагромождение страстей и ужасов. Но ужасы, доведенные до крайности, легко превращаются в фарс. Именно ощущение фарсовости не покидало меня во многих сценах картины.

Взять хотя бы эпизод (имевший место в действительности), где Сергей Эфрон спасает свою дочь Алю, задумавшую отравиться газом. В фильме отец, только что вырвавший дочь из лап смерти, зачем-то поднимается на крышу и садится у карниза с явным намерением броситься вниз, а дочь, едва пришедшая в себя после отравления, бежит вслед за папой и умоляет его не делать глупостей! Или совершенно водевильная сцена, где Цветаева, охваченная страстью к Родзевичу, бегает в неглиже по улицам Праги, спеша бросить любовное письмо в почтовый ящик (сразу вспоминается булгаковский генерал Чарнота с его подштанниками). Вообще, вся тяжелейшая любовная драма Цветаевой представлена в фильме как водевиль. Но авторы картины этого, похоже, не замечают и искренне пребывают в уверенности, что сотворили трагедию.

Тем молодым зрителям, которые захотят посмотреть фильм "Зеркала" в образовательных целях, для знакомства с цветаевской биографией, делать этого я решительно не советую. В картине нет ни одного эпизода из жизни поэта, который не был бы безбожно перевран. Вот, например, сцена возвращения на родину, когда Цветаева испытывает шок от встречи с советским плебсом в поезде. Можно подумать, что подобная встреча была у нее впервые! Да в период с 1917 по 1922 год Цветаева общалась с этим самым плебсом практически ежедневно и не только не отшатывалась, а напротив, с интересом слушала народную речь, записывала себе в тетрадь. "Большевики дали мне хороший русский язык". Неужели сценарист мог этого не знать?

Впрочем, перечислять все нелепости и глупости, встречающиеся в фильме, не имеет смысла. Любой зритель, мало-мальски знакомый с биографией поэта, легко их заметит.

Единственное отрадное впечатление в картине — это актер Роман Полянский в роли Сергея Эфрона. Хотя внешне он не очень похож на своего героя, но об этой непохожести быстро забываешь, настолько убедительна его игра! Мягкий, деликатный, благородный и трагически запутавшийся Сергей Яковлевич! Как он здесь узнаваем! Остается только пожалеть, что актеру довелось воплотить этот прекрасный образ в таком неудачном фильме.


zerkala_01

zerkala_02

Роман Полянский (Сергей Эфрон) с Викторией Исаковой (Цветаева) и Александрой Мошковой (Аля).


Tags: Марина Цветаева, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments