Ellenai (e11enai) wrote,
Ellenai
e11enai

Categories:

Первые "трофейные" фильмы в СССР

Принято считать, что так называемое "трофейное" кино впервые появилось на советских экранах в 1948 году. В это время СССР вел лихорадочную работу по созданию собственного ядерного оружия, советское правительство остро нуждалось в деньгах, поэтому соображения корысти взяли верх над соображениями идеологии. Было решено, с целью пополнения государственного бюджета, выпустить в советский прокат ряд "буржуйских" фильмов, захваченных Красной Армией на территории Германии и других европейских стран.

Как показали дальнейшие события, это решение было серьезным идеологическим просчетом коммунистического руководства. "Трофейное" кино испортило целое поколение советской молодежи, пробудив в ней мечту об иной, не советской жизни. По словам Иосифа Бродского, "одни только четыре серии "Тарзана" способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущева на XX съезде и впоследствии".

Однако выясняется, что история "трофейного" кино началась гораздо раньше — после похода Красной Армии в Польшу в сентябре 1939 г.



Дина Дурбин и Леопольд Стоковский в фильме "Сто мужчин и одна девушка" (1937)


9 апреля 1940 г. сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон записывает в своем дневнике:

"...В Москве со вчерашнего дня идет новый американский фильм, который называется "Сто мужчин и одна женщина". В выходной день я на него пойду — Муля обещал достать билеты для меня, Ириши, мамы и себя самого. Ведь не шутка! Американский фильм в Москве!" (Эфрон Г. Дневники. М., 2004, т. 1, с. 35.)

Этот коллективный поход в кино по какой-то причине не состоялся, но фильм Мур все-таки посмотрел. 13 апреля он записывает:

"Вчера — 12-го — все-таки настоял на своем — и поехал в Москву. Приехал — и сейчас же достал билет на американский фильм, несмотря на большую очередь и на "пророчества" мамы. Фильм неплохой, и Дина Дёрбин дивно поет (Травиата — это здорово)". (Там же, с. 37.)

Тот факт, что американский фильм в советском прокате был событием экстраординарным, подтверждают воспоминания эмигрантки второй волны В.А. Пирожковой, опубликованные в 1998 г. в журнале "Нева".

"Я помню, какой фурор произвели оба американских фильма, ленты которых оказались «военной добычей» короткого похода в Польшу. Оба фильма были музыкальные, один об Иоганне Штраусе, «Большой вальс», другой — "100 мужчин и одна девушка", с знаменитым дирижером Леопольдом Стоковским. Советское кино решило само поставить музыкальный фильм; так появилась "Музыкальная история" с Лемешевым, но куда ей было до тех двух фильмов!"

В.А. Пирожкова. Потерянное поколение. Воспоминания о детстве и юности.



"Большой вальс" (1938)


"Большой вальс", судя по дневникам Мура, появился в Москве несколько позже. Вот его запись от 21 июня 1940 г.:

"Говорят, что выйдет на наших экранах замечательный американский фильм "Штраусовский Вальс". О нем за границей замечательно говорили, и он имел громадный успех в Париже. Если это не утка, нужно непременно будет его посмотреть". (Эфрон Г. Дневники. М., 2004, т. 1, с. 88.)

Запись от 2 июля 1940 г.:

"Сегодня иду с матерью смотреть американский фильм "Большой Вальс" (о Штраусе). Я этот фильм уже видел, но матери скучно идти одной, а я хочу, чтоб она этот отличный фильм увидала, так вот я и тащусь". (Там же, с. 108.)

24 мая 1941 г. в письме к сестре Але Мур пишет:

"Когда показывали "Большой Вальс" с Фернаном Гравэ и Луизой Рейнер, все наши девицы смотрели по 8–10 раз." (Эфрон Г. Письма. М., 2002, с. 23.)

Действительно, "Большой вальс" пользовался таким невероятным успехом у советского зрителя, что в 1960 г. его выпустили в прокат второй раз — теперь уже на законных основаниях.



Таким видели "Большой вальс" советские зрители 1940 года.
Милица Корьюс в роли Карлы Доннер.



Фернан Граве в роли Иоганна Штрауса, Луиза Райнер в роли Польди.


В том же письме к Але от 24 мая 1941 г. Мур упоминает еще один американский фильм:

"Скоро на экранах столицы появится новая американская картина: "Песнь любви", где играет Ян Кипура". (Там же, с. 23.)

Картина, на самом деле, была не такая уж новая — производства 1936 года. "Песнь любви" (Love Song, другое название: Give Us This Night) — первый американский фильм с участием известного польского тенора Яна Кепуры (Мур пишет его фамилию на немецкий лад — Кипура).



Ян Кепура и Глэдис Суорсаут в фильме "Песнь любви".
Фото из американского журнала Photoplay, 1936 г.



Фильмом Мур остался недоволен. 7 июня 1941 г. он пишет Але:

"Наши девочки были разочарованы "Песней о Любви": "Кипура поет хорошо, но играет, как сапог, и почему он так таращит глаза?" Действительно "Песнь" — старьё. А Милица Корьюс поет сто раз лучше, чем эта Глэдис Суорсаут. Да просто "Большой Вальс" ни с чем не сравним". (Там же, с. 27.)

Подозреваю, что "Песнь любви" тоже происходила из "трофейных" запасов, взятых в Польше в 1939 г.

Следует еще добавить, что Дина Дурбин скончалась в апреле нынешнего года, а звезда фильма "Большой вальс" Луиза Райнер благополучно здравствует по сей день.

Tags: Георгий Эфрон, история СССР, кино
Subscribe

  • Kein Feuer, keine Kohle

    Думая о смерти в 17 лет, Марина Цветаева в своем прощальном письме завещала сестре Асе петь в память о ней "Никакой огонь, никакой уголь".…

  • Мицкевич в переводе Марины Цветаевой

    В конце 1940 года Марина Цветаева перевела два стихотворения Адама Мицкевича — "Ода к молодости" и "Романтика" — для…

  • Бальмонт в Польше

    В рижской газете "Сегодня" обнаружила заметку о малоизвестном эпизоде из жизни Константина Дмитриевича Бальмонта — его визите в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments